пятница, 20 марта 2015 г.

Вятские Поляны. История

Когда говорят о том, что городу Вятские Поляны всего 73 года, невольно задумываешься о некотором несоответствии.
Дома XIX века есть, о купцах говорим, Трифона Вятского вспоминаем, а жил он в XVI веке, а городу всего 73 года.
Так сколько же лет Вятским Полянам?
Возникновение поселения Вятские Поляны и статус города, полученный Вятскими Полянами вносит некоторую путаницу.

Первые люди на территории современного города Вятские Поляны появились давно, около 15 тыс. лет назад, а возможно и раньше. 
До середины XVI века на территории современных Вятских Полян находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодья, но в период покорения Казани Иваном Грозным в этих местах развернулась борьба между русскими и татарами, поэтому удмурты вынуждены были уйти, оставив свою территорию.
Новые поселенцы появились здесь уже в конце XVI века, когда Вятский преподобный Трифон, спускаясь со своими сподвижниками по Вятке, искал место для основания монастыря. Именно здесь и решил заложить монастырь Трифон Вятский. 
По его просьбе царь Федор Иоаннович в 1595 году выдал грамоту на владение пустующими «вятскими полянками» Успенскому монастырю. 
Эта грамота и является первым документальным упоминанием о «Вятских Полянах», а 1595 год считается официальным годом их основания.
В 1660 году в Полянках уже было 56 дворов с населением 99 человек. Развитию способствовало выгодное расположение на берегу Вятки, которая в те времена была основной дорогой, связывавшей Вятский край с городами Поволжья. По ней сплавляли не только хлеб, но и многие другие товары, самым важным из которых был лес. 
Поселение постепенно превращалось в крупное торговое село. 
Именно поэтому во время правления Екатерины II село Вятские Поляны было обозначено волостным центром, входившим в Малмыжский уезд. 
Через Вятские Поляны проходили почтовые и торговые пути, население занималось земледелием и кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным, и, конечно, торговлей.
Вид на село

Вид на село с Лысой горы

Вид на село с Лысой горы

Ул. Большая (Ленина)

Незадолго до начала первой мировой войны царским правительством было принято решение о строительстве Екатеринбургской железной дороги, которое предполагало строительство моста через реку Вятку. 
Мост обошёлся в 14 миллионов рублей золотом и был построен в 1916 году, что сделало Вятские Поляны, говоря современным языком, логистическим центром региона. 
Жизнь села была спокойной, ничто не нарушало ее размеренного течения.

Василий Фёдорович Кощеев – купец Первой гильдии

Василий Федорович Кощеев. Внес огромный вклад в строительство железнодорожного моста через реку Вятку в городе Вятские Поляны.
Купец В.Кощеев с семьей  на отдыхе на территории зоны отдыха «Стрелка». 1913 год.

Грянула Гражданская война, в центре которой и оказались Вятские Поляны. В августе 1918 года, оказавшись с двух сторон в окружении контрреволюционных сил, Вятские Поляны с его железнодорожным мостом неожиданно приняли на себя роль важного стратегического пункта. Здесь был размещен Реввоенсовет, штаб, политотдел и ЧК Второй Армии. 
Здесь же, в Вятских Полянах, сформировалась знаменитая 28-я Азинская дивизия, впоследствии получившая название «Железной».
Все попытки белых войск форсировать реку ценой огромных усилий были отбиты. Отстояв правобережье, именно из Вятских Полян начала наступление Красная армия.

Памятник морякам – героям Гражданской войны.

Село Вятские Поляны стало известно не только богатыми купцами и военными действиями на р.Вятке, но и обычные люди прославили его.

Бабушкин Василий Федорович (1878г. - 14.10.1924г.). – русский богатырь, матрос, герой русско-японской войны, цирковой артист, прозванный в народе «Вторым Поддубным» родился в деревне Заструги близ Вятских Полян.
Василий Фёдорович Бабушкин – герой Русско – Японской войны
За подвиги во время войны награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста. 
Известен как исполнитель невероятных, порою смертельных, и силовых трюков. Одними из наиболее известных являются те, когда Бабушкина живого закапывали в могилу и он находился в ней до 30 минут или когда он гнул в дугу железнодорожную рельсу. 
Погиб при загадочных обстоятельствах в 1924 году.

После этих событий Вятские Поляны налаживали мирную советскую жизнь, село стало заметно разрастаться и получило статус рабочего посёлка.

Строительство школы. 1935 г.

    Парашютная вышка

Парашютная вышка
В начале 20 века в селе было две улицы – Большая (ныне ул. Ленина) и Малая (Первомайская). 
Остальную часть села составляли переулки: Репинский (ул. Перевозная), Большой (ул. Советская), Ильинский (ул. Параходная).



Товарные склады

Вятскополянское отделение Районной связи. 1935г.


Здание церкви было переоборудовано в парашютную вышку. 






Осенью 1941 года в Вятские Поляны был эвакуирован из Подмосковья (г. Загорск) завод, на котором производилось стрелковое оружие. Завод разместился в здании шпульной фабрики. В этом же году Вятские Поляны стали городом, и с этого момента начался новый этап в их истории. 

Более двух с половиной миллионов ППШ – достойный вклад нашего города в Победу над нацизмом. Это результат титанического труда тех, кто с 1941 по 1945 год стоял у станков Вятскополянского завода.



Г.С.Шпагин

Дом - музей Г.Шпагина

Георгий Семенович Шпагин с 1941 года по 1951 год жил и работал в г. Вятские Поляны. Награжден звездой Героя Социалистического Труда (1945г.), другими правительственными наградами. 


За годы войны на Вятскополянском заводе было выпущено более 2,5 миллионов пистолетов – пулеметов Шпагина. Всего за гоы войны их было выпущено около 5 миллионов. Солдаты с любовью называли ППШ «Папашей».

Кукин Аркадий Петрович (1914г.- 30.10.1944г.) – Герой Советского Союза, сержант. Закончив начальную школу №1 и школу мотористов в Вятских Полянах развозил на моторной лодке почту по ближайшим деревням. В 1941 году ушел на фронт. Отбивая танковую атаку, тяжело раненый, Кукин геройски погиб под городом Кечкемет в Венгрии 30 октября 1944 года. Там же и был похоронен.
А.П.Кукин

С самого начала Великой Отечественной войны из Вятских Полян и района на фронт ушли 19 585 человек (из них 606 женщины).  Не вернулись 5 473 (2 470 погибли, 3 003 – пропали без вести).
Вечный огонь
После войны огромный вклад в развитие города и завода вносит Фёдор Иванович Трещев. 
Он не только выводит Вятскополянский завод на всероссийский уровень, но и строит в городе много новых зданий – ДК «Победа», санаторий – профилакторий, стадион «Электрон» и др.
Трещев Федор Иванович ( 21.07.1921г. – 03.03.2006г.) - директор Вятскополянского машиностроительного завода с 1955 по 1996г. Большой вклад внесен Трещевым в оборонную промышленность страны.
Ф.И.Трещев
 Награжден звездой Героя Социалистического Труда, 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Лауреат Сталинской премии.
Заслуженный машиностроитель СССР.


Памятник Ф.И.Трещеву

С именем Трещева связано становление и развитие завода и города, жилищное строительство, развитие социальной сферы и др., а так же выпуск многих видов товаров народного потребления, в том числе знаменитых мотороллеров «Вятка» и «Электрон» (с 1957 по 1979 г.г.)




Кинотеатр «Прогресс». Здание церкви. 60-е г.г.
Речной порт
 Виды послевоенного города Вятские Поляны

Хлебокомбинат. 60-е г.г.


Район Сахалин

Домовая кухня (до кафе Арбат)

Вид на город с Солдатской горы

Вид с ул.Куйбышева на район, где построили сш№4

Дом купца Зайцева - военкомат

Строительство сш№3. 60- е г.г.

Ж/Д вокзал

Пионерский лагерь 60-е г.г.
Столовая "Веранда" у к/т Прогресс (до кафе Березка)

Демонстрация 1 мая 70-е годы

Демонстрация 1 мая 80-е годы

Дом культуры Победа 70-е г.г.

Дом пионеров 70-е г.г.

Дом пионеров 80-е г.г.

Детский сад "Голубок" - сейчас здание начальных классов многопрофильного лицея

Показательные выступления на мотороллерах Вятскополянского завода

Книжный магазин

ул.Советская 70-е г.г.

Перекресток Урицкого - Ленина 70-е г.г.

Автобусная остановка. 80-е г.г.

Площадь Победы

Площадь Труда

Речной вокзал

Речной вокзал

Речной порт

Роддом старой больницы. ул. Больничная

Рынок

Сквер у РДК (напротив сш№1)

Мотогонки на стадионе

День Труда на стадионе

На стадионе

На стадионе

Старый аэропорт

Дом культуры Победа 70-е г.г. 
Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г.

Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г.

Строительство котельной

Строительство сш№4. 80-е г.г.
 Судоходство на р.Вятка




Статья из газеты Вятско- Полянская правда

Сш №2

Сш №3

Ул. Гагарина

Ул. Крупской

Ул. Совесткая

Ул. Советская

Ул.Гагарина

Ул. Кирова (до строительство профилактория)

Хозтовары на ул.Ленина (поворот с ул.Советской)

Ул. Ленина. Реклама фильма "Война и мир" в к/т Прогресс

Ул. Ленина

Ул. Ленина. 80-г.г.

Ул. Школьная. 80-е г.г.

7 комментариев:

  1. как будто окошечко приоткрылось в историю нашего города.

    ОтветитьУдалить
  2. "Маленький город, маленький город
    С шепотом тополей за окном,
    До боли родной и знакомый..."
    Огромная благодарность за фотографии. Вот оказывается,что означает - заново пережить!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Наталия Михайловна, Москва, 19 августа 2016 г.19 августа 2016 г. в 12:50

    Как будто бы снова прошлась по местам моего детства и юности. Побывала в родной школе № 2 (выпуск 1958 г.) СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Огромная благодарность за чудесный материал по истории Родного Края!

    ОтветитьУдалить
  5. В наше время жители столицы регулярно сбегают от смога и шума за город. И хотя лучшим результата вариантом остается строительство собственного коттеджа, есть превосходная альтернатива – покупка и ремонт старого деревянного дома в Подмосковье politologa. Уже само по себе это экологически незапятнанное жилище, а высококачественный ремонт древесного жилища дозволяет сделать его долговременным, комфортным и стильным. Хотя это дешевое и хлопотное событие, тем ниже, ремонт жилья получится выгоднее, чем его покупка. Впоследствии затраты окупятся с лихвой.

    ОтветитьУдалить